Экологический контроль подразделяется на: государственный, производственный и общественный. Производственный экологический контроль (далее - ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. Для того чтобы отслеживать и фиксировать негативное влияние, которое объект оказывает на окружающую среду необходимо осуществлять контроль деятельности предприятия.
Основными целями ПЭК являются (
п.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее -
Федеральный закон от 10.01.2002. N 7-ФЗ )):
- выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
- осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок.
Содержание справки поможет вам разобраться в следующих вопросах:
- В чем заключается суть ПЭК?
- На основании каких документов разрабатывается программа ПЭК?
- В каком виде представляется программа и отчет?
Также в справке сделан обзор административных наказаний, которые могут быть применены при нарушениях, допускаемых на предприятии при организации и осуществлении ПЭК.
Информация, представленная в справке, поможет вам:
- сэкономить время при подготовке материалов для ПЭК;
- разобраться в основных вопросах, касающихся организации и осуществлении ПЭК;
- избежать штрафных санкций до 250 000 руб. (
ст.8.2 КоАП РФ ).
Программа ПЭК должна включать в себя следующие разделы (
п.2 Требований ):
- общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений
Ответственность за нарушения при осуществлении ПЭК За нарушение требований природоохранного законодательства при осуществлении ПЭК предусмотрена административная ответственность.
Нарушения Статья Штрафы Ненадлежащее осуществление ПЭК (например, нарушение
ст.8.1 КоАП РФ - на должностных лиц - предупреждение или от 2 000 до 5 000 рублей; плана-графика проведения ПЭК, невыполнение требуемых инструментальных измерений) - на юридических лиц - предупреждение или от 20 000 до 100 000 рублей. Не осуществляется ПЭК за
ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ - на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей; соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами - на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Искажение, сокрытие информации
ст.8.5 КоАП РФ - на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей; в предоставленной Программе ПЭК и/или Отчете - на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 рублей.